Проектирование трассы

Недавно перед нами стал вопрос — сделать новый проект трассы, для дальнейшего воплощения проекта в жизнь. Почему проект так и не воплощен в жизнь, это уже другая история, но основной вопрос — финансы… Сейчас не об этом.

И так, на этапе начала проектирования, опыта в этом деле не было как такового. Стоит поблагодарить коллег из украинского трассового автомоделизма, за дельные советы, подсказки и анализ проделанной нами работы.

Спустя некоторое время, мы занялись поиском какой либо справочной информации, собранной в одном месте, которая бы могла ответить на базовые вопросы по проектированию треков. Увы, не удалось найти много информации на русском языке.

Мы были сильно удивлены, когда нашли цикл замечательных статей по проектированию трасс для slotcar racing`a автора Крис Фроста (Chris Frost). В этом разделе «Проект трассы» представлены переводы статей по вопросам проектирования трассы для слоткаров. Оригинал статьи можно найти по адресу https://www.slotcarracing.org.uk/trackbuild/track1.htm

Содержание:

  • Введение
  • Исходные данные
  • Расстояния на трассе
    • Расстояние между дорожками
    • Бортa
    • Ширина трассы
  • Мосты
    • Проектирование мостов. Роль мостов на трассе
    • Расположение мостов на трассе
  • Повороты, горки, прямые
    • Радиус поворота
    • Горки и наклоны
    • Прямые
  • Позиция механика
  • Высота трассы
  • Обзорность
  • Помещение
  • Проверка проекта

Введение

Почему бы не сделать трассу на подобии Гранд-При трека?

В начале эпохи трассового автомоделизма некоторые люди пытались построить точные копии гоночных треков. В попытках выполнить модель в реальном масштабе выходило не практично — для примера, у модели трека Silverstone Grand Prix выполненной в масштабе 1/32 длина круга будет составлять 160 метров и занимать место примерно 53м Х 33м (для масштаба 1/24 увеличение на 33%). Так же копия типичного Гранд-При трека в масштабе 1/32 будет иметь радиус поворота около 4.5м. Полноразмерные трассы имеют большое количество технических площадок, стоянок, пустующей территории и т.д., т.е. длина трека не вмещается на малом пространстве, как любой средний трек для slotcar.

Большинство особенностей проектирования трека для трассовых моделей (описанных в последующих разделах) не совпадают с особенностями полноразмерных треков, так же как и не применимы особенности гоночных треков для slotcar треков (гравийные улавливатели, пит-стопы, стоянки и т.д.). Если быть кратким, то много причин, почему треки Гранд-При и slotcar должны различаться, поэтому все реже встречаются масштабированные копии реальных треков. Конечно, если вы желаете добавить реалистичности на вашем слоткар треке, добавьте некоторые элементы пейзажа (имитация травы, трибуны и т.д.) в местах где они не будут мешать и не будут повреждены в случае схождения модели с трассы.

Исходные данные

Перед началом проектирования трассы решите сколько дорожек будет на трассе. Наиболее распространенными являются треки с 4-мя дорожками, но если достаточно места под трассу то вы можете построить трассу с 6-ю или 8-ю дорожками. Для домашнего трека достаточно трассы с 2-мя дорожками, такая трасса займет меньше места, чем полноценная клубная трасса.

От slotcar-dz.com: тут бы хотелось обратить внимание, если вы планируете проводить соревнования в соответствии с требованиями федерации (например Федерация автомодельного спорта Украины, комитет Трассовых автомоделей), то следует придерживаться требований к количеству дорожек и параметрам трассы указанных в Правилах.

Следующий этап — снять размеры помещения, где будет располагаться трасса, отметить расположение дверей и окон, отметить расположение конструкций (перила, колонны и т.д.) если таковы имеются. Не стоит предполагать размеры помещения, воспользуйтесь измерительным инструментом (рулетка, метр и т.д.)!

Следующий этап — прорисовка эскиза трека. Тут вы должны тщательно обдумать конфигурацию трека (повороты, мосты, эстакады и т.д.), нарисуйте несколько вариантов трека.

Эскиз трека должен быть нарисован в масштабе. Эскизы, которые нарисованы не в масштабе и не адаптированы под размеры помещения, обычно имеют большие недостатки, когда прорисовываются в масштабе. Далее мы расскажем об нюансах при проектировании трека.

Расстояния на трассе

Расстояние между дорожками.

Ширина дорожки должна быть не менее 100 мм, для моделей 1/24 масштаба желательно чуть больше. По правилам IRSA ширина должна составлять 104 мм (трасса с 8-ю дорожками построена с шириной в 110 мм). Ширина дорожки должна быть одинаковой по всей длине трека.

Борта.

Современные трассы спроектированы так, что задняя часть модели не касается бортов при нормальном управлении. Ранее некоторые клубы экономили несколько сантиметров при расположении бортов трека ближе к слоту (пазу) дорожки, тем самым длинные модели терлись об борта при прохождении поворотов. Сейчас, скорее всего, это может привести к завертыванию кузова под задние колеса.

Предполагая, что вы собираетесь проектировать современную трассу, расстояние между слотом и барьером должны действительно быть не менее 100 мм, на прямых и внутренних поворотах (если вам действительно нужно сэкономить место, вы можете уменьшить до 75 мм в местах, где модели не будут сдвигаться относительно направления движения ), и по крайней мере 150 мм рекомендуется на внешние повороты и по крайней мере первые 60 см прямой следующей за поворотом. (Для заметки, IRSA правила требуют минимум 150 мм).

Важно, чтобы не довести борт ближе к слоту слишком резко на выходе из поворота (см. рисунок 1) — в противном случае модель на повороте входит в занос , ударяется об борт и с большим риском может быть повреждена.

Ширина трассы.

Ширина трассы может быть посчитана путем суммирования расстояний между дорожками и расстояния между крайними слотами и бортами. Для примера, трасса с 4-мя дорожками будет иметь ширину примерно 400 мм с расстоянием между слотами 100 мм и для трека c 8-ю дорожками ширина 970 мм с расстоянием между центрами слотов 110 мм.

Стоит заметить, что ширина для трассы с 4-мя дорожками достаточно узкая для того, чтобы механик справлялся с двумя секциями трека (см. Рисунок 2), что в свою очередь не возможно для трассы с 6-ю или 8-ю дорожками, так что экономия расстояний возможно только для трассы с 4-мя дорожками.

На фотографии ниже приведен реальный пример описанный на рисунке 2 (элемент трассы в городе Красноармейск, Донецкая обл.)

Мосты

Проектирование мостов. Роль мостов на трассе.

Почти все треки имеют один или больше мостов, если выполнено правильно (см. Рисунок 3) с нечетным количеством мостов, то длина всех дорожек будет одинаковой. (у трека с 4-мя дорожками с постоянной шириной дорожки в 100 мм и отсутствием моста длина наружной дорожки будет на 1.9 м длиннее, чем внутренняя дорожка). Так же есть и отрицательная сторона при использовании моста — затруднительная установка вылетевших моделей под мостом и плавность подъема и спуска должны быть подобраны для регулирования разницы по высоте.

Хорошо спроектированные узлы мостов, могут уменьшить риск выхода модели из слота. Или второй вариант — отказаться от использования мостов.

Как правило, желательно иметь одинаковое время прохождения круга по каждой дорожке. Даже когда длины дорожек равны обычно есть небольшие различия в показателях времени прохождения кругов, это часто проявляется когда трек только построен. Многие из тех, кто проектировал треки, устранили эту проблему «ближней к борту дорожки», изменив траекторию, чтобы дать ближней к борту дорожке уменьшенный с легка путь или больший радиус (см. рисунок 4). Это возможно сделать только после того, как будет построена трасса, т.к. никто не может с уверенностью сказать какая из дорожек будет медленнее — если проектирование крайних дорожек было бы точной наукой, то мы спроектировали бы на бумаге.

Более сложной задачей является сохранить одинаковое время прохождение круга на всех дорожках, когда 6-ть или 8-мь дорожек. У трасс без мостов, разница во времени прохождения кругов выражена более явно между «быстрой» и «медленной» дорожкой. Трассы с разным временем прохождения всех кругов являются лучшими для соревнований, чем трасса с одинаковым временем по всем дорожкам (это почти универсально на трассах с 8-ю дорожками в других странах).

Еще одним минусом трасс без мостов является то, что они имеют тенденцию способствовать неравномерному износу шин. Само собой разумеется, что модели показывают лучшие результаты с одинаковыми размерами задних шин. Люди, которые участвовали в гонках на трассах без мостов, так же отмечали факт не равномерного износа шин. Одна из команд намеренно сделала пару новых колес , «наружное» колесо было заведомо сделано большим диаметром, после того как оба колеса износились до необходимости замены, «наружное» колесо оказалось меньшим диаметром, чем второе. Для коротких заездов, скорее все, эффект будет не заметен. Следует отметить, что некоторые трассы с одинаковой длинной всех дорожек, так же приводят к не равномерному износу шин — часто внешняя шина изнашивается больше в затяжных быстрых поворотах и когда есть наличие резины на трассе (налет).

Расположение мостов на трассе.

Ошибки в управлении моделью участниками приводят к схождению с трассы (выпадание направляющей из слота) модели и как следствие потеря нескольких секунд является неотъемлемой частью соревнований по трассовому автомоделизму. Ошибка участника — его отставание в турнирной таблице. Как бы то ни было, трасса должна быть спроектирована так, чтобы уменьшить риск массового схождения моделей с трассы по вине одного участника.

Мосты блокируют видимость как для пилотов так и для механиков. При доставании модели из под моста механику приходится преграждать несколько дорожек. Хорошо спроектированная трасса уменьшает вероятность аварий под мостом.

Для размещения мостов следует придерживаться нескольких правил:

1) Не располагайте углы и повороты под мостами.

2) Не располагайте мосты сразу на выходе из поворота. Рисунок 7 иллюстрирует часть прямой после поворота, где модели подвержены схождению с дорожки — при движении модели со средней скоростью 2м (прямого участка после поворота) будет достаточно, на более быстрых скоростях попытайтесь увеличить прямую. В идеале — чем больше прямая между выходом из поворота и заезда под мост тем лучше.

3) Пытайтесь избегать мостов над участками торможения — некоторые пилоты хотят видеть свои модели в зоне торможения, для других это не представляет проблем и они интуитивно притормаживают через мгновение после вхождения модели под мост, но им безусловно необходимо кратковременно видеть модель до точки торможения. На рисунке 8 представлены некоторые варианты для расположения моста с комментариями по каждому варианту. Однако не так просто получить правильное решение для сборки подъем/спуск/видимость участка трассы — подходите с осторожностью к решению данной задачи.

Повороты, горки, прямые

Радиус поворота.

Внутренний радиус поворота не должен быть слишком трудным для прохождения — некоторые люди могут сказать 150 мм, другие скажут как минимум 230 мм. Однако, для этого параметра мы имеем требование к трассам в правилах Федерации… По украинским правилам, радиус внутреннего поворота для внутренней дорожки должен быть не менее 250 мм. Т.к. этот параметр значительно влияет на скорость прохождения поворота, тем самым делая внутреннюю дорожку «медленной».

Вопрос минимального радиуса поворота так же влияет на минимальную ширину трека, которую он может занять. Для примера, разворот в 180 градусов для трассы с 4-мя дорожками с рекомендованными расстояниями между дорожками будет иметь ширину 1.15 м. Если вам действительно не хватает места, вы можете сжать расстояние между центрами дорожек. Если вам необходимо 2 таких поворота следующих один за другим (если вы пытаетесь построить трассу в очень узком помещении) тогда определенно вы сэкономите место в два раза.

Последнее, что можно сказать о поворотах — наличие поворотов и кругов с разными радиусами делает трассу более интереснее, так что не чувствуйте себя ограниченными в создании чего-то оригинального!

Горки и наклоны.

Если на трассе проектируется один или несколько мостов, то есть необходимость изменять участки трассы по высоте. Как минимум 8 см необходимо для того, чтобы механик смог достать модель рукой из под моста. Это и есть, так называемые горки, и они могут быть опасными участками трассы для моделей, если спроектированы не надлежащим образом. Основная проблема- переход с подъема на спуск (см. Рисунок 5).

При проходе участка трассы с вогнутым изменением (см. Рисунок 5) плоскости модель будет прижиматься к трассе. Это помогает для удержания модели в слоте, но если переход слишком острый, то модель может «сесть» рамой на полотно трассы и повредить покрытие трассы. Это не является основной проблемой, если перепад находится на середине используемого листа,из которого изготавливается полотно трассы.При этом материал не может изменить угол изгиба сильно резко. Если переход по высоте выполнен в виде бугра, то модели подвержены «вылетать» из дорожки (слота). Даже при прохождении моделью, на медленной скорости, прямых участков с горками модели подвержены «вылету» из слота, поэтому такие переходы делают эту проблему намного серьезнее.

Рекомендуется избегать подобных переходов.

Если прямая и следующий за ней поворот строятся на плоском куске доски (листа), следует использовать поворот для изменения уровня, а прямая в это время будет под наклоном, таким образом получается переход без острых переходов (см. рисунок 6).

Изгиб слегка накренился в следствии этого, и я бы посоветовал поддержания градиента не круче, чем 1 из 10. Для того чтобы избежать отрицательного угла перехода, поворот должен быть не более 180 градусов.

В качестве последней мысли о переходах, если вы действительно хотите иметь горку с переходом в верхней части, тогда приложите максимум усилий для правильного проектирования и четкого выражения этого участка трассы, чтобы каждый участник мог видеть его и вовремя притормаживать… Конечно же, это не решает проблемы попадания моделей на другие дорожки, «вылета» моделей за пределы трассы и т.д…

От slotcar-dz.com: В соответствии с последними требованиями к трассам — есть определенные требования к изменению полотна трассы в плоскости.

Прямые.

Длина прямого участка трассы является важной частью трека.

Самая короткая прямая, которая действительно может определяться как отдельная прямая составляет около l.2 м. Возможно, немного длиннее, если отрезок прямой заканчивается поворотами большого радиуса.

Обычно проектируются трассы с основным участком прямой, которая длиннее всех остальных прямых отрезков, но и это не является причиной почему не использовать два прямых участка одинаковой длины, если это ваш первый проект трассы.

На сколько длинной может быть прямая зависит от наличия свободного места. Много трасс построено на площади в пределах 6−9м х 10−11м что является достаточным для проекта на любой вкус. Наличие прямых отрезков с разными длинами делает трассу более интереснее. Модели имеют тенденцию выпадать из слота на длинных участках, если поверхность отрезка не очень хороша.

Позиция механика

У механиков должен быть свободный доступ к моделям которые «вылетели» с дорожки (слота). Механики должны располагаться в местах с наиболее частыми «вылетами» моделей, при этом не должны закрывать обзорность трассы для пилотов. Сейчас есть возможность подать сигнал «TRACK», если модель находится в недоступном месте для механика, однако рекомендовано проектировать трассу так, чтобы минимизировать количество участков, где бы пилоты подавали команду «TRACK». Механик может дотянуться, примерно на 1.2 м (конечно, если речь идет о детях, то это расстояние будет меньше), и так трасса с 8-ю дорожками является практическим лимитом в ширине трассы. В случает трассы с 4-мя дорожками, склонившись над 4-мя полосами можно дотянуться до следующего участка (см. рисунок 2) и это является практичным, и хорошая возможность экономии пространства.

Если механику необходимо дотянуться слишком далеко, скорее всего, он облокотится на поверхность трассы, в этом случае механик может помешать другим моделям.

На рисунке 7 показаны места, наиболее частого положения «вылетевших» моделей.

Модели не «вылетают», пока они не начинают проходить повороты, пожалуй самая распространенная ошибка управления — слишком позднее торможение, что приводит к «вылету» модели сразу после начала закругления поворота. Еще одно, наиболее распространенное место «вылета» — выход из поворота, в связи с тем, что пилот дает модели полную мощность. В случае с затяжным поворотом, то меньше шансов на «вылет». Если модель «вылетела» то она продолжит движение по прямой (касательной к повороту) до полной остановки или пока не столкнется с бортом или другими моделями. И где же слетевшая модель в итоге? Рисунок 7 показывает, где лучше расположить механика, если закругление или поворот очень большой, то присутствие второго механика будет хорошей идеей.

От slotcar-dz.com: Хотелось бы добавить, что проектирование поворотов и углов должно учитывать тот факт, что по правилам механиком является человек, который участвует в соревнованиях из предыдущего или следующего заезда. Другими словами, для трассы с 4-мя дорожками: 4 пилота и 4 механика; 6 дорожек — 6 механиков; 8 дорожек — 8 механиков и т.д. Т.е. на это следует обратить внимание при конфигурации трассы.

Высота трассы

Высота трассы влияет на обзорность пилота и насколько далеко сможет дотянуться механик. Типичные Британские трассы подняты на уровень высоты письменного стола — 71−84 см от уровня пола, при этом пилоты стоят на тумбах, для улучшения обзорности трассы. Много северо Американских трасс подняты на не большую высоту — около 51 см от пола, при этом пилоты стоят на полу.

Очевидно, что любой трек с перепадами по высоте или с мостами будет иметь разную высоту на разных участках трека. В местах, где требуется механик, лучше не делать высоту трека больше чем 81 см, в тоже время, высота трассы может быть выше в местах легкодоступных для механика (например прямой участок трассы).

Обзорность

Пилотам необходимо видеть ихние модели для точного прохождения трассы (своевременного торможения, прохождение поворота, разгона). Менее важным видеть модели при прохождении участков трассы где модель едет на полной мощности.

Мосты являются преградой для обзора пилотам (смотрите раздел Мосты), а что же касается механиков, ведь они располагаются непосредственно вблизи трассы? Некоторые трассы спроектированы так, что механики располагаются по внешним сторонам трассы, в этом случае они не являются преградой для обзорности пилотов. Трасса должна быть спроектирована так, что механик мог бы дотянуться до всех необходимых частей трека. Если механик будет находиться между пилотом и местом которое надо видеть пилоту, данный участок трассы должен быть тщательно продуман.

Расположение пилотов играет большую роль в обзорности трассы. На большинстве трасс пилоты располагаются бок о бок в том же порядке, что и нумерация дорожек. Существует несколько вариантов расположения пилотов возле трассы. На некоторых трассах пилоты размещаются возле длинной прямой (см. рисунок 9 A — пилоты сбоку), модели направляются из стороны в сторону, так же бывает торцевое расположение пилотов (см. рисунок 9 B — пилоты в торце), таким образом модели перемещаются удаляясь и приближаясь к пилотам. Большинство пилотов удовлетворяет размещения (пока достаточная обзорность трассы), в тоже время, некоторые пилоты предпочитают либо схему A или B.

При проектировании вашей трассы, рекомендуется подобрать расположение пилотов на месте, подходящее под помещение и проектируемую трассу. Не стоит переживать, если расположение пилотов более похоже на А или B, и вообще, почему бы не попробовать расположить пилотов на углу (см. рисунок 9 С). Схема С возможно подойдет для ограниченного помещения (например по средине стоят колонны, стена и т.д.).

Для каждого пилота необходимо как минимум 0.6 м пространства, получается 2.4 м для трассы с 4-мя дорожками, и 4,8 м для трассы с 8-ю дорожками. Отсюда становится понятным, что для трассы с 8-ю дорожками лучше располагать пилотов с боку.

На рисунке 10 показано расположение пилота с правой стороны откуда можно увидеть различия в угле обзора. Для пилота, который вверху, при управлении моделью по дорожке №4 (синяя) механик будет преграждать видимость поворота А, но если этот пилот будет управлять моделью на дорожке №1 (красная) и нижний пилот будет управлять моделью по дорожке №4 (синяя), тогда ни у кого не будет проблем с обзорностью поворота А.

Использование пары 180 градусных поворотов, стоящих бок о бок, является распространенным элементом на многих трассах, т.к. позволяет оптимизировать использование пространства в помещении.

На рисунке 11 показано, как изменение направления движения делает большую разницу для пространства, где механик должен иметь доступ. Верхняя часть рисунка показывает, что при таком направлении движения не будет возникать никаких проблем с видимостью поворотов (так же пространство может быть сэкономлено, за счет уменьшения расстояния посредине между двумя элементами). Нижняя часть рисунка показывает, что при изменении направления движения механик будет блокировать обзорность нижнего поворота для пилотов. Так же необходимо большее расстояние между элементами трассы, чтобы позволить пройти механику между ними.

На рисунке 12 показано как борт трассы может блокировать видимость на некоторых участках трассы. Такая проблема обычно наблюдается на удаленных от пилота поворотах, при просмотре поворота через борт барьера не видно некоторых дорожек (и моделей соответственно). Модели Формула 1 являются наиболее низкими и имеют больший шанс быть не увиденными через борт.

Варианты как обеспечить лучшую видимость для пилотов:

1) Уменьшить высоту барьера — минимальная высота барьера должна составлять 3 см и быть больше в местах с увеличенным риском аварий.

2) Переместить барьер дальше от дорожек (минимальное расстояние 100 мм), если позволяет этому весь трек в целом и не будет мешать работе механика.

3) Делайте высоту трассы ниже — это позволит пилотам иметь лучший угол обзора на трассу (уменьшится фактор влияния «затемнения» бортами полотна трассы).

4) Размещайте пилотов выше — позволяет улучшить видимость участков трассы, где борт мешает просматривать трек надлежащим образом (тот же самый эффект что и в пункте 3).

5) Прозрачные борта могут решить много проблем с видимостью трассы. Только один минус в применении прозрачного пластика для бортов — не настолько прочный при столкновениях моделей об борт, как фанерные борта. Однако это не является типичной проблемой, так как прозрачный пластик обычно применяется для внутренних бортов, которые блокируют обзорность элемента трассы (поворот, угол и т.д.), и в которые приходится значительно реже удары моделями.

6) Нижняя часть рисунка 12 показывает, как расположение пилотов с правой стороны влияет на обзорность поворота из-за барьера. Верхний пилот не может нормально видеть модель на дорожке №4 (синяя) из-за борта , который блокирует обзор, в то время как нижний пилот может без проблем просматривать дорожку №4. Так что следует разместить пилотов таким образом, чтобы ни у кого не было проблем с обзорностью трека. В примере приведенном на рисунке 10 показано как лучше выбрать расположение для пилотов таким образом, чтобы не мешал механик и тем самым не затеняли борта.

Еще одной особенностью расположения пилотов вдоль прямой в том, что они могут блокировать друг другу обзорность трека. Это может быть решено, если отодвинуть пилотов от трассы, всего на 0.3 м — так что оставляйте некоторое пространство позволяющее пилотам отступить чуть назад. Так же будет полезным установка подиума для пилотов. В случае если помещение под трассу очень ограничено а пространстве, то следует найти компромисс в размещении пилотов. Следует заметить что несколько дополнительных сантиметров к длине трассы не может компенсировать потерю удобства месторасположения пилотов.

На рисунке 13 представлен еще один вид улучшения обзорности для пилотов. В верхней части рисунка показано, что для пилота 1 обзор поворота В перекрыт другими пилотами, но у пилота 4 нет проблемы в видимости для двух поворотов, т.к. он управляет моделью на дорожке №4 (синяя). Перемещение пилотов местами не поможет — пилот с наружной дорожкой будет иметь такие же проблемы в независимости с какой стороны трибуны он стоит. Это иллюстрирует более общую картину — если решить проблему видимости для одного поворота путем перемены местами пилотов, то следует проверить не будет ли это помехой пилотам для какого- либо еще участка трассы.

Однако, есть способ избежать эту проблему. Нижняя часть рисунка 13 показывает, что расположение наружной дорожки на повороте А будет внутренней дорожкой на повороте В. Пилот 1 имеет возможность беспрепятственно просматривать поворот В. Пилот 4 по прежнему управляет наружной дорожкой на повороте В и прекрасно просматривается его внутренняя дорожка на повороте А.

Если механик стоит в необходимом месте, то возможно он ограничивает обзорность участка трассы, которая находится за ним для пилота. Если вы предполагаете, что пилот будет видеть участок трассы расположенный за механиком, то лучше нарисовать в масштабе расположение трассы , пилота и механика, чтобы понять где «слепые зоны» (см. рисунок 14 — размеры не указаны на рисунке, т.к. это будет зависеть от высоты трассы от уровня пола, высоты стула механика, высоты подиума для пилота и т.д.).

Общая проблема с оптимизацией проекта трассы — решая одну проблему, возможно появится другая. Главная цель при проектировании трека — сделать так, чтобы управление моделью было как можно менее проблематичное.

Помещение

Хорошей идеей является доступность достаточного пространства возле входа в помещение. Будет не очень хорошо, если при входе в помещение с трассой вы сразу упретесь в спину механика или в саму трассу, не говоря уже о свободном месте для зрителей и других участников. В идеале, проходное помещение лучше всего (когда имеется две и более двери по периметру трассы).

Освещение. Над этим вопросом так же следует задуматься, т.к. гонки могут затягиваться до позднего вечера, поэтому помещение должно быть освещено надлежащим образом. Займитесь вопросом установки дополнительных светильников до установки трассы, это всегда легче. Так же учитывайте возможность без проблемной замены лампочек в дальнейшем, без нанесения вреда трассе.

Если в помещении есть окна, то следует учесть возможность открывать их, порой на гонках бывает очень жарко и душно, т.к. большое количество участников. Так же, если помещение располагается на первом этаже, то стоит задуматься о зашторивании окон или поклейке тонирующей пленки, чтобы избежать вандальных действий хулиганов.

Проверка проекта

Итак, учитывая все выше изложенное все пункты учтены и ваш проект подготовлен. Давайте проверим соответствие:

1) Поместится ли спроектированная трасса в предполагаемое помещение?

2) Смогут ли пилоты видеть все повороты и все прямые (учитывая, что механики, борта и т.д. будут блокировать обзор трассы для пилотов)?

3) Смогут ли механики легко добраться до места концентрации аварий?

4) Расположены ли мосты таким образом, чтобы уменьшить вероятность попадания «вылетевшей» модели под мостом и остановиться под ним?

5) Достаточно ли места чтобы попасть в помещение и обойти трассу вокруг не мешая при этом участникам заезда?

6) Доступны ли все части трассы («вылетевшая» модель может остановиться в любом не предсказуемом месте, так же со временем техническое обслуживание потребуется всем частям трассы)?

7) Доступ к местам механика должен быть простым и не затруднительным (в противном случае это может вызвать задержки в заездах).

Автор Chris Frost. Перевод Максименко А. (2013 г.)

Источник оригинала: slotcarracing.org.uk
Источник перевода: slotcar-dz.com

Следующая часть: Поверхность трассы