Размышления от Нестеренко А.И.

Уважаемые коллеги!

Считаю необходимым поделиться с Вами своими размышлениями о том, как нам придется перестраивать свою работу в условиях быстрых перемен в системе дополнительного образования и нашей сфере деятельности – спортивно-техническом творчестве.

Уверен – то, что я пишу, вызовет у многих недовольство и даже бурный протест. Призываю к пониманию ситуации – менять многое в своей деятельности придется всем, произойдет это очень скоро.

В этом письме я лишь озвучиваю те вызовы, которые требуют от нас быстрого ответа, описывая, как я на них реагирую. Прежде, чем перейти к содержательной части, ещё два замечания:

  1. Как меняться, что делать – каждому придется решать самому.
  2. То, что требует немедленных действий в Петербурге и Москве, неизбежно придет в другие регионы через год-два-три.

И так, поехали…

Все мы являемся педагогами дополнительного образования, а не спортивными тренерами. Из наших задач безвозвратно уходит подготовка спортсменов. Большинство из нас – хоббисты, мы пришли в педагогическую деятельность из спорта, желая превратить в профессию своё детское увлечение. Поэтому нам очень трудно примириться с таким изменением установок, спускаемых нам сверху.

Первый наш порыв – «сунуть фигу в карман», отчитаться, как требуют, а работать, как хочется. Этот путь крайне непродуктивен, ведет к конфликтам и закрытию наших коллективов.

Что хочет от нас система образования?

  • Начального трудового обучения детей;
  • Мотивирования к технической деятельности;
  • Предпрофессиональной подготовки будущих абитуриентов ВУЗов и других учебных заведений технического профиля.

Наша задача вписать спорт в систему образовательной деятельности, как важнейший инструмент мотивирования детей к длительным занятиям в наших коллективах, обучению естественнонаучным дисциплинам, самосовершенствованию в разных областях техносферы.

Ещё один внешний фактор, влияющий на нашу работу – подушевое финансирование системы образования. Он требует от нас возможно большего наполнения учебных групп, обеспечения высокого уровня сохранности контингента учащихся. Начальный набор перестал быть просто базой для спортивной селекции, когда мы выбираем лучших и работаем только с ними, не обращая внимания на остальных. Массу сил надо затратить на удержание в коллективе самых слабых, создание для них (как и для всех остальных) ситуации психологического комфорта, обучение и подтягивание таких детей до общего среднего уровня.

Подтверждают мои выводы изменения в правила получения грантов по поддержке талантливой молодежи. Если раньше поводом для получения гранта был результат в Первенстве России, то теперь доля этого результата – всего около трети. Остальное – эрудиция в техносфере (проверяется в тесте по типу ЕГЭ) и технологические знания (теоретическая защита своих проектов в экзамене – конференции).

Кстати, разрабатывать тест и критерии оценки защиты проектов нам придется самим, иначе мы останемся вообще без грантов. Как мне стало известно, судомоделисты уже выполнили эту работу.

Дальше углубляться в тему не буду – это предмет отдельного большого разговора. Перейду к самой значимой для меня теме – практической учебной работе с 1-2 годом обучения.

Реалиями нашего времени стали почти полное отсутствие навыков работы руками и прикладных знаний – геометрии, черчения, материаловедения и т.п. у детей «нашего» возраста (10-11 лет). Хочется надеяться, что по мере удаления от столицы ситуация может выглядеть лучше.

Приходится начинать с «азов» – что значат разные линии чертежа, как держать карандаш, ножницы, нож, шило и т.п.

Поэтому первая работа – изготовление коробки-«гаража» для модели (см. разработку № 1 в «Пособии»). Кажется – ерунда, но для многих детей это трудно разрешимая задача, некоторые тратят на неё 2-3 недели.

Дальше – картонный кузов (разработка № 2 или готовые цветные выкройки от «Болида»). Практического смысла для трассового моделизма эта работа не имеет – кузов живет на трассе не больше 10 минут, но она позволяет дать много необходимых умений и понятий дешево и в интересной форме.

Следующая работа – шасси и пластиковый кузов. Почему выбраны именно такие требования к моделям, я писал много раз, повторять не буду. Перейду к самим моделям.

Почти одновременно несколько производителей предложили КИТ-комплекты для сборки трассовых моделей. Это очень здорово, потому что значительно облегчает жизнь педагогам, особенно – начинающим и тем, у кого слабо оснащенные учебные классы. Остается сделать выбор (что не очень просто).

Если сравнивать все предлагаемые КИТы, можно увидеть два противоположных подхода к их проектированию. При разработке большинства моделей преследовались, прежде всего, спортивные цели, т.е. главной задачей было создание дешевой и доступной альтернативы моделям международных классов, с минимальной потерей пилотажных и скоростных качеств моделей. При этом возможность использования этих КИТов в учебном процессе либо вовсе не рассматривалась, либо частично ограничена для достижения хороших спортивных характеристик моделей.

Совершенно иной подход был при создании линейки КИТов от компании «Болид», разработанных на основе «Пособия» 2012 года. Модели, собранные из этих КИТов, значительно уступают по своим пилотажным свойствам разработкам других авторов, т.к. их конструкция сориентирована, в первую очередь, на образовательный процесс.

Попробую обосновать эти выводы, описывая свою работу с новичками.

Для первой модели я приобретаю у «Болида» КИТ-комплект на основе разработки № 4 А из «Пособия», с лазерной разметкой на текстолите и чистыми металлическими заготовками. Точно разметить сложный чертеж на материале ребенок ещё не готов, поэтому он только сверлит и пилит. Задний мост и крепление двигателя в этом варианте модели очень нерациональны и тяжеловесны, но они состоят из очень простых деталей, что позволяет любому ребенку самостоятельно разметить, вырезать, согнуть, просверлить, установить на место все детали. При этом крайне низкие точность и качество изготовления деталей не мешают каждой модели более-менее сносно двигаться по трассе.

После этого можно и нужно обсуждать с ребятами, почему модель Васи едет хуже, чем Пети, что при правильном подходе создает устойчивую мотивацию к самосовершенствованию. Не стоит забывать, что одновременно строят модели человек 15, т.е. педагог не может стоять над душой у каждого ученика.

Теперь сравним, как «заточены» под учебный процесс разные модели.

Что лучше? Шасси из двух частей (два «уха» с «рогами» вместе) или из трех («уши»- отдельно, «рога» – на средней части). Едет, конечно, лучше шасси из трех частей.

А как монтаж руками ребенка? С шасси из двух частей всё понятно. «Уши» – единое целое, даже если выпилено очень криво, конструкция будет нормально работать. Для монтажа поперечной балки нужно всего 4 отверстия и 2 заклепки, но всё равно, при самостоятельной сборке бывают случаи, когда «уши» стягивают, и они не лежат на плоскости. При сборке отдельных «ушей» надо поставить 2 балки, просверлить 16 отверстий и посадить 8 заклепок. Понятие «точность» дети просто не готовы воспринять, даже при лазерной разметке кернения и отверстия получаются «около» точки, «уши» просто не встают на своё место при сборке модели. В результате – либо всё должно быть уже просверлено, либо педагог будет «руками водить» ребенку, т.е. образовательная ценность такой работы сводится к минимуму.

Что лучше? Большие узкие колеса или маленькие широкие. Едут, конечно, лучше – маленькие широкие.

А как сборка? Чем меньше и шире колеса, тем точнее должны быть детали, сложнее их форма. Значит детали готовые, а при сборке педагог опять должен «руками водить». Большие узкие колеса – много места для двигателя, большие шестерни с крупным зубом, ниже требования к точности работы. Значит, можно – педагог объяснил, а дальше «всё сам, и поехало».

О кузовах я уже много раз писал, здесь повторяться не буду.

Модели готовы. Выходим на трассу. Сравним модели с точки зрения обучения водительскому мастерству.

Есть две модели с одинаковыми дешевыми моторами:

  1. Шасси из трех частей, маленькие широкие колеса, кузов – «блин» от G -12 или ES -24.
    Скорость на прямой (за счет мотора) – не высока. Модель держится на трассе, как влитая. Пилотаж – пинцетный. Чему мы научим? Только смелости.
  2. Шасси из двух частей, большие узкие колеса, высокий и не очень аэродинамичный кузов, к тому же тяжелый и поставленный криво детскими руками.
    Модель сама, конечно, в повороты не входит – значит, хочешь ехать, а не лежать – учись пилотировать. При этом, на умеренных, доступных новичку, скоростях стереотипы пилотирования оказываются близки к спортивному пилотажу. На хорошей резине, с мощным спортивным мотором и легким кузовом становятся заметны различия в технике пилотирования со спортивными классами, но это уже не важно, для старших эти гонки становятся хорошей психологической тренировкой и вносят разнообразие в учебно-тренировочный процесс.


Какая модель лучше? На этот вопрос ответить нельзя. Каждая модель проектируется для решения конкретных задач, и если она используется по назначению, она и будет лучшей.

Продолжим экскурсию по моему учебному процессу.

Первая модель закончена, примерно треть времени занятия ребенок проводит на трассе. Он уже «прилип» к трассовому моделизму, можно и нужно усложнять задачи. Что делать? Вторая модель должна быть совсем другой по внешнему виду, заметно сложнее в изготовлении. Этим требованиям отвечает Формула 1 – 1/24 (разработка № 7 из Пособия). Для её сборки я приобретаю у «Болида» КИТ-комплект с чистыми (неразмеченными) заготовками.

Знания, умения и мотивация, приобретенные детьми при постройке первой модели, позволяют им решать такие сложные задачи, как построение чертежей всех деталей модели. Психологические трудности заметно смягчаются чередованием сложной работы и катания по трассе. Чертежи всех деталей сначала выполняются на бумаге, а затем уже на материале.

Такой подход продиктован необходимостью обучения детей черчению, предотвращения бесконтрольной траты материалов.

Обращаю внимание – чертежи, вложенные в КИТ- комплекты «Болида», не могут быть шаблонами – они вполне сознательно уменьшены на несколько процентов по сравнению с реальным изделием.

Третья модель (обычно уже в начале второго года обучения) – опять ТА – 1/24, но уже по разработке 4Б, КИТ без разметки.

Дальше нужно что-то менять – сейчас это Prod 1/32, но такая модель не несет практически никакой образовательной нагрузки, да и дороговата. Вероятно, вместо неё появится модель по требованиям, представленным на Первенстве -2015 в Кузнецке. Это может быть КИТ-комплект от В.Б. Мартышова или какой-то его аналог.

Думаю, что надо вводить в учебный процесс регулярные «познавательные десятиминутки», где знакомить детей с историей науки и техники (и не только автомобильной) и вообще расширять их технический кругозор. Это трудно, особенно если вызывает протест в нас самих.

В заключение, ещё раз обращаю Ваше внимание: я не навязываю свою точку зрения, а делюсь своим опытом, показываю своё видение нашего места в быстро меняющейся системе образования.

Надеюсь, что кто-то найдет в себе силы изложить столь же подробно иную точку зрения на озвученные вопросы. Тогда появится возможность сравнивать, обсуждать, выбирать лучшее.

Санкт-Петербург
Лето 2015г
А.И. Нестеренко

Источник