Электронный пульт – своими руками

Предлагаем разработку простейшего электронного пульта управления трассовыми моделями, пригодного для пилотирования моделей всех классов.

Схема и первоначальное конструктивное исполнение разработаны А.В. Ярошевичем (г. Орел) в 2002 году. Пульт активно и успешно используется на соревнованиях всех уровней спортсменами из КЮТ «Умелец» (Уфа) и других команд.

Предложенная разработка выполнена А.И.Нестеренко (Санкт-Петербург) в 2006 году. Электрическая схема всего пульта и конструкция базовой платы остались без изменений. Доработаны по сравнению с первоначальным вариантом компоновка и некоторые технологические решения в ручке.

Разработка предполагает изготовление пульта учащимися 2-го года обучения под руководством педагога.

При изготовлении пульта нужно учесть:

  • В самых мощных моторах возможны пиковые значения пусковых токов до 50 ампер, установившиеся токи до 20 ампер. В связи с этим приходиться ставить толстые силовые провода, усиливать проводники на плате, крепить транзистор на достаточно мощный радиатор с кулером (вентилятором).
  • Современные трассы оборудуются двумя вариантами подключения ПУ:
    1. Евророзетка с выводом тормоза на контакты заземления
      и отдельное гнездо Ø 4.
    2. Три гнезда Ø 4.

Вариант с евророзеткой совершеннее – он почти избавляет от ошибок в подключении и спасает от сожжения пультов. К сожалению, контакт «Земли» не всегда надежен, поэтому стоит выводить дополнительно конец «тормоза» на штекер, а для полной надежности, выезжая на чужую незнакомую трассу, иметь переходник от евровилки к отдельным штекерам Ø 4.

  • Для защиты потенциометров и реле от механических повреждений стоит поставить дужки из жесткой проволоки, например, велоспиц (см. фото 1, 2).
фото 1
фото 2
  • В разработке предложен простейший вариант пульта. Схема и конструкция пульта позволяют вносить усовершенствования, расширяющие возможности настройки под разные модели и условия гонок.
  • На фотографиях показан пульт с дополнительным потенциометром для регулировки чока (снижения максимальной скорости модели), выключатель чока переставлен в другое место.
  • Функции реле:
    Р1 – размыкает силовую цепь при отпущенном курке
    Р2 – замыкает цепь тормоза при отпущенном курке
    Р3 – замыкает силовую цепь мимо транзистора при полностью нажатом курке (режим «турбо» или выключенный чок)
  • На плату «ручка» надо наклеить полоску пластика, картона или скотча под пружиной для предохранения от случайного замыкания схемы.
  • Платы: стеклотекстолит фольгированный односторонний толщиной 2 мм

Отверстия в платах:

1 – 12Ø 1,2
13 – 15Ø под жилу силовых проводов
16, 17Ø 2
19, 20Ø 3
21 – 23Ø под изоляцию силовых проводов
24 – 27Ø под стойки крепления корпуса
28 – 31Ø 3, попарно распилить
32, 33Ø 3
34Ø под саморез крепления пружины
35Ø 4
36 – 38Ø 6
39 – 41Ø 8
42Ø 6,1
ГребенкаØ 0,8 – 26 отв. под резисторы
Р1 – Р3Ø 1,2 – 15 отв. под ножки реле

Провода:

  • Жгут между платами:
3,6МГТФ 0,35 (цепь тормоза)
1, 2, 4, 5МГТФ 0,12 (цепь управления)

Все 6 проводов протянуть внутри кембрика (трубочка от капельницы Ø отв. 3 мм) длиной около 1 м.

  • Монтаж на плате «ручка»: провода того же типа (7,8 – МГТФ 0,12)

При необходимости, можно заменить на провода другого типа (не уменьшая сечения), подобрать мягкий кембрик подходящего диаметра

Базовая плата:

  • Силовая цепь:
13 – «белый» (+)к евровилке, питание двигателя
15 – «черный»2,5 мм2, мягкий
14 – «красный» тормоз, питание схемы (-)1-1,5 мм2, мягкий

На базовой плате усилить участки силовой цепи дополнительными проводниками 1-1,5 мм2 (см. фото 1):
– 13 – Р1
– 20 – Р1
– 15-16 – Р3
– 19 – Р3

  • Монтаж элементов в базе:
9диод FR 307 (-)
10диод FR 307 (+)
11кулер (черный)
12кулер (красный, диод D9Б (-)
18диод D9Б (+)
16транзистор КТ-827А (эмитер)
17транзистор КТ-827А (база)
19, 20транзистор КТ-827А (коллектор)
1-6жгут к ручке
Р1 – Р3реле
  • Плата «ручка» – мотаж элементов в ручке:
1-6жгут к базе
3А, 4Апровода к курку
Гребенкарезисторы между ламелями, первый (у цифры 7) 56 Ом – 0.25 Вт
Отв. 39тумблер вкл. прямой полной скорости, мимо транзистора, провода 2, 8
Отв. 40потенциометр 100 Ом, 1-2 Вт – настройка скоростей. Провода 3, 7
Отв. 41потенциометр проволочный 6-10 Ом, 2-3 Вт – настройка тормоза. Провода 3, 6
Отв. 35под винт М4 крепление оси курка
Ось куркагайка-заклепка стальная Ø6 – М4 с большим фланцем
Отв. 36-38стойки крепления корочек
Зоны43,44контакты-ограничители хода курка
  • Курок – выпилить из стеклотекстолита без фольги толщиной 2-2,5 мм одну большую деталь, 2-3 малых, склеить «супер-клеем», склепать двумя заклепками в потай, просверлить отв. Ø 6,1 под ось, закрепить контакт-обкладку вокруг штырька 3А (к нему провод 3А), закрепить пружинный контакт (от реле) (к нему провод 4А), установить пружину от ушка на курке к саморезу в отв. 34
    Контакт-обкладка и пружинный контакт на курке изолированы друг от друга.
  • Стойки крепления корочек:
    Выточить из полиэтилена (можно использовать, например, обрезки магистральных водопроводных или газовых труб), запрессовать в распиленные по рисунку отверстия, корочки крепить саморезами.
  • Контакты-ограничители хода курка:
    Уголки из латуни, меди толщиной 1-1,5 мм, крепить на 2-х заклепках (см фото 1)
Схема 1. Левая часть база, правая часть ручка
Схема 2
Чертежи плат, установка “корочек”

Авторы: Андрей Ярошевич и Андрей Нестеренко

Источники: baseold.anichkov.ru, slotracingcar.moy.su
Оригиналы документа (DOC-файлы):
Электронный пульт своими руками
Схема пульта, схема подключения трассы
Установка корочек

Дополнение к статье читайте в Ещё раз о пультах